Рекомендации отделениям дополнительного образования детей по участию в конкурсных мероприятиях
Основным предназначением отделения дополнительного образования детей является развитие мотивации личности к познанию и творчеству, удовлетворение потребностей детей и их родителей (законных представителей), профилактика асоциального поведения, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.
С учетом требований ФГОС сегодня творческое развитие детей должно быть направлено на их самореализацию, особенно в младшем школьном возрасте, когда ребенок еще только вступает на первую образовательную ступень и не знает, что для него важно, какова цель его обучения, что может и умеет делать лично он. Поэтому на сегодняшний день творческое развитие школьников в отделениях дополнительного образования на базе образовательных учреждений становится актуальным в качестве условия для их самореализации. А это значит, что основной упор должен быть не просто на развитии творческих способностей детей, но на развитии личности, способной к саморазвитию, познанию себя и своих возможностей.
Именно поэтому конкурсная деятельность является значимым результатом образовательного процесса и важной частью целостного развития каждого ребенка. Развитие конкурсной деятельности в школе является серьезной поддержкой для творчески одаренных детей. В результате опытным путем определяются пути развития заложенных в учащихся возможностей и раскрываются инновационные формы и подходы к организации учебного процесса, направленного на творческое развитие личности обучающегося.
Возможность участия в конкурсах является сильнейшим стимулом для упорной работы как учащихся, так и педагогов. Организованная конкурсная деятельность стимулирует учащихся продолжать обучение, рождает интерес к публичным выступлениям. Участие в конкурсах ставит перед детьми конкретную цель, близкую их пониманию: померяться силами с другими детьми в соревновательной форме.
Победы и участие детей в конкурсах и фестивалях являются яркими показателями качества образования. Любой, даже скромный по масштабам конкурс не просто проект, мероприятие, проведение которого диктуется традицией и потребностями школ – это культурное событие, акция, позволяющая осуществить «смотр» наличного состава (контингента) учащихся с выявлением одаренных детей, и оценку профессиональных педагогических сил, помогающее налаживать творческую коммуникацию педагогов, обмен опытом, проводить необходимый пересмотр и обновление целей, задач, методов обучения, оценочных критериев.
Участие в конкурсах помогает ребенку формировать свой уникальный творческий мир. С помощью подобных конкурсов ученики могут проверить знания, умения, навыки не только у себя, но и сравнить свой уровень с другими, узнать много нового. Творческие конкурсы объединяют обучающихся и педагогов, побуждают их к сотрудничеству, предоставляя широкие возможности для личностно ориентированного обучения.
Конкурсы, фестивали – это не только показатель успешности ребенка, но и внешняя экспертиза, которая дает объективную оценку деятельности педагога. Когда обучающийся принимает участие в конкурсах, его неизбежно оценивают со стороны, такая оценка характеризует не только работу преподавателя, но и образовательного учреждения в целом.
Нами был проведен анализ активности ОДОД Пушкинского района Санкт-Петербурга. Текущую активность можно увидеть в диаграмме «Уровень общей активности ОДОД образовательных учреждений Пушкинского района Санкт-Петербурга»
В анализе учитывались конкурсные мероприятия, которые уже прошли в текущем 2020-2021 учебном году:
— районный хореографический конкурс «Ритмы Царского села»,
— районный экологический конкурс «Синичкин день»,
— районный конкурс чтецов «Мой малый мой огромный мир»,
— I открытый конкурс-выставка творческих работ «Арктика глазами детей»,
— районный конкурс творческих работ «Рождество в Петербурге
Активность участия ОДОД в представленных конкурсных мероприятиях можно увидеть в следующей диаграмме «Показатели активности участия ОДОД Пушкинского района в конкурсных мероприятиях на текущий учебный год 2020-2021»
Среди самых активных ОДОД района, по результатам участия в конкурсных мероприятиях в текущем учебном году, можно отметить следующие: ГБОУ СОШ №257; ГБОУ школа №297; ГБОУ школа №335; ГБОУ школа №403; ГБОУ гимназия №406; ГБОУ лицей №408; ГБОУ ООШ №460; ГБОУ школа №511; ГБОУ школа №530; ГБОУ СОШ №552; ГБОУ СОШ №604.
ОДОД образовательных учреждений (ГБОУ школа №409; ГБОУ школа №459; ГБОУ школа №462; ГБОУ СОШ №500; ГБОУ школа №607; ГБОУ кадетская школа) рекомендовано обратить внимание на вкладку «Конкурсы» на официальном сайте ГБУ ДО ДТ Пушкинского района Санкт-Петербурга, где опубликованы все актуальные конкурсные мероприятия
Возвращаясь к вопросу о конкурсах, чтобы детям захотелось в них участвовать, педагогу нужно самому участвовать в различных конкурсах и обсуждать свои успехи, а иногда и минусы со своими обучающимися. Это сближает, ставя их по одну сторону от баррикад, которые возводит окружающая действительность. Обмен впечатлениями, взаимная поддержка, совместное переживание неудач — это поможет в поддержании желания действовать в том же направлении.
Дети, в большинстве своем, обладают духом соперничества. Как показывает практика обучающиеся всех возрастов с завидным азартом и энтузиазмом участвуют в конкурсах, с нетерпением ожидая результатов. Скорее всего, стоит вопрос об отсутствии мотивации среди педагогов.
В свое время Эйнштейн Альберт сказал: «Единственный разумный способ обучать людей — это подавать им пример». Для ребят пример активного, эрудированного педагога — участника многочисленных конкурсов, может послужить тем самым необходимым стимулом личностного роста.
Ведите за собой обучающихся, уважаемые коллеги, и результат не заставит себя ждать!