Рекомендации отделениям дополнительного образования детей

Рекомендации отделениям дополнительного образования детей по участию в конкурсных мероприятиях

Основным предназначением отделения дополнительного образования детей является развитие мотивации личности к познанию и творчеству, удовлетворение потребностей детей и их родителей (законных представителей), профилактика асоциального поведения, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

 С учетом требований ФГОС сегодня творческое развитие детей должно быть направлено на их самореализацию, особенно в младшем школьном возрасте, когда ребенок еще только вступает на первую образовательную ступень и не знает, что для него важно, какова цель его обучения, что может и умеет делать лично он. Поэтому на сегодняшний день творческое развитие школьников в отделениях дополнительного образования на базе образовательных учреждений становится актуальным в качестве условия для их самореализации. А это значит, что основной упор должен быть не просто на развитии творческих способностей детей, но на развитии личности, способной к саморазвитию, познанию себя и своих возможностей.

 Именно поэтому конкурсная деятельность является значимым результатом образовательного процесса и важной частью целостного развития каждого ребенка. Развитие конкурсной деятельности в школе является серьезной поддержкой для творчески одаренных детей. В результате опытным путем определяются пути развития заложенных в учащихся возможностей и раскрываются инновационные формы и подходы к организации учебного процесса, направленного на творческое развитие личности обучающегося.

 Возможность участия в конкурсах является сильнейшим стимулом для упорной работы как учащихся, так и педагогов. Организованная конкурсная деятельность стимулирует учащихся продолжать обучение, рождает интерес к публичным выступлениям. Участие в конкурсах ставит перед детьми конкретную цель, близкую их пониманию: померяться силами с другими детьми в соревновательной форме.

 Победы и участие детей в конкурсах и фестивалях являются яркими показателями качества образования. Любой, даже скромный по масштабам конкурс не просто проект, мероприятие, проведение которого диктуется традицией и потребностями школ – это культурное событие, акция, позволяющая осуществить «смотр» наличного состава (контингента) учащихся с выявлением одаренных детей, и оценку профессиональных педагогических сил, помогающее налаживать творческую коммуникацию педагогов, обмен опытом, проводить необходимый пересмотр и обновление целей, задач, методов обучения, оценочных критериев.

 Участие в конкурсах помогает ребенку формировать свой уникальный творческий мир. С помощью подобных конкурсов ученики могут проверить знания, умения, навыки не только у себя, но и сравнить свой уровень с другими, узнать много нового. Творческие конкурсы объединяют обучающихся и педагогов, побуждают их к сотрудничеству, предоставляя широкие возможности для личностно ориентированного обучения.

 Конкурсы, фестивали – это не только показатель успешности ребенка, но и внешняя экспертиза, которая дает объективную оценку деятельности педагога. Когда обучающийся принимает участие в конкурсах, его неизбежно оценивают со стороны, такая оценка характеризует не только работу преподавателя, но и образовательного учреждения в целом.

Нами был проведен анализ активности ОДОД Пушкинского района Санкт-Петербурга. Текущую активность можно увидеть в диаграмме “Уровень общей активности ОДОД образовательных учреждений Пушкинского района Санкт-Петербурга”

В анализе учитывались конкурсные мероприятия, которые уже прошли в текущем 2020-2021 учебном году:

 – районный хореографический конкурс “Ритмы Царского села”,

 – районный экологический конкурс “Синичкин день”,   

 – районный конкурс чтецов “Мой малый мой огромный мир”,   

 – I открытый конкурс-выставка творческих работ “Арктика глазами детей”,   

 – районный конкурс творческих работ “Рождество в Петербурге

 Активность участия ОДОД в представленных конкурсных мероприятиях можно увидеть в следующей диаграмме “Показатели активности участия ОДОД Пушкинского района в конкурсных мероприятиях на текущий учебный год 2020-2021”

Среди самых активных ОДОД района, по результатам участия в конкурсных мероприятиях в текущем учебном году, можно отметить следующие: ГБОУ СОШ №257; ГБОУ школа №297; ГБОУ школа №335; ГБОУ школа №403; ГБОУ гимназия №406; ГБОУ лицей №408; ГБОУ ООШ №460; ГБОУ школа №511; ГБОУ школа №530; ГБОУ СОШ №552; ГБОУ СОШ №604.

ОДОД образовательных учреждений (ГБОУ школа №409; ГБОУ школа №459; ГБОУ школа №462; ГБОУ СОШ №500; ГБОУ школа №607; ГБОУ кадетская школа) рекомендовано обратить внимание на вкладку «Конкурсы» на официальном сайте ГБУ ДО ДТ Пушкинского района Санкт-Петербурга, где опубликованы все актуальные конкурсные мероприятия

 Возвращаясь к вопросу о конкурсах, чтобы детям захотелось в них участвовать, педагогу нужно самому участвовать в различных конкурсах и обсуждать свои успехи, а иногда и минусы со своими обучающимися. Это сближает, ставя их по одну сторону от баррикад, которые возводит окружающая действительность. Обмен впечатлениями, взаимная поддержка, совместное переживание неудач – это поможет в поддержании желания действовать в том же направлении.

Дети, в большинстве своем, обладают духом соперничества. Как показывает практика обучающиеся всех возрастов с завидным азартом и энтузиазмом участвуют в конкурсах, с нетерпением ожидая результатов. Скорее всего, стоит вопрос об отсутствии мотивации среди педагогов.

 В свое время Эйнштейн Альберт сказал: «Единственный разумный способ обучать людей – это подавать им пример». Для ребят пример активного, эрудированного педагога – участника многочисленных конкурсов, может послужить тем самым необходимым стимулом личностного роста.

 Ведите за собой обучающихся, уважаемые коллеги, и результат не заставит себя ждать!